Вернуться к обычному виду

Вопрос-ответ

1. Что включается в состав платы за коммунальные услуги?

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за:

1) холодное водоснабжение;

2) горячее водоснабжение;

3) водоотведение;

4) электроснабжение;

5) газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);

6) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топливо при наличии печного отопления).

2. Каким образом рассчитывается размер платы за коммунальные услуги?

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из:

1) объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченными органами);

2) соответствующих тарифов, установленных для регулируемых организаций органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в определенном законодательством Российской Федерации порядке.

При расчете платы за коммунальные услуги применяются:

1) тариф на холодную воду (руб./м3);

2) тариф на горячую воду:

- в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения):

компонент на теплоноситель (руб./м3),

компонент на тепловую энергию (руб./Гкал);

- в закрытой системе горячего водоснабжения:

компонент на холодную воду (руб./м3),

компонент на тепловую энергию (руб./Гкал);

3) тариф на водоотведение (руб./м3);

4) тариф на электрическую энергию (руб./кВт.ч);

5) тариф (цена) на газ (руб./м3);

6) тариф на тепловую энергию (руб./Гкал).

3. Что подразумевается под нормативом потребления коммунальной услуги?

Норматив потребления коммунальной услуги – это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

4. Существуют ли ограничения изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в 2014 году?

Во исполнение статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации принят указ Губернатора Иркутской области от 28 апреля 2014 года № 124-уг, которым утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Иркутской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее – Основы формирования индексов).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 718-р для Иркутской области утверждены индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту в размере 4,1% и предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям от величины указанного индекса в размере 2,1% или 6,2% по совокупности.

В соответствии с утвержденными Основами формирования индексов Правительством Иркутской области от представительных органов муниципальных образований получены согласования (инициативы) превышения индекса более чем на величину отклонения.

В этой связи, указом Губернатора Иркутской области от 30 июня 2014 года № 184-уг внесены изменения в указ Губернатора Иркутской области от 28 апреля 2014 года № 124-уг, касающиеся размера предельных (максимальных) индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Иркутской области.

Указ Губернатора Иркутской области от 30 июня 2014 года № 184-уг, а также обоснования величин установленных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях размещены на официальном сайте Правительства Иркутской области portal.irkobl.ru и на официальном сайте службы по тарифам Иркутской области www.sti.irkobl.ru
 

5. Какие органы уполномочены устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы (услуги) на территории Иркутской области?

Полномочиями по установлению тарифов (цен) на коммунальные ресурсы (услуги) наделены:

1) на холодную и горячую воду, а также на водоотведение – органы регулирования муниципальных образований городских округов, городских и сельских поселений Иркутской области (в отдельных случаях – служба по тарифам Иркутской области);

2) на тепловую энергию, электрическую энергию, газ, топливо твердое, топливо печное бытовое (дрова и уголь) – служба по тарифам Иркутской области.

6. Какими нормативными документами предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги для граждан?

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.

7. Кто обязан вносить плату за коммунальные услуги, потребленные в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме?

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

8. Существуют ли особенности расчета платы за коммунальную услугу по отоплению?

В соответствии с правом, предоставленным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, постановлением Правительства Иркутской области от 14 сентября 2012 года № 495/1-пп установлено, что при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Иркутской области применяется порядок расчета, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.

Кроме того, при осуществлении соответствующего расчета исполнитель коммунальных услуг обязан применять нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие на территории Иркутской области по состоянию на 30 июня 2012 года.
 

9. Какие сведения должны быть отражены в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (карточке лицевого счета), предъявляемой исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК и т.п.) гражданам?

Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг предусмотрена Методическими рекомендациями по заполнению примерной формы платежного документа, утвержденными приказом Минрегиона России от 19 сентября 2011 года № 454.

В платежном документе должны быть отражены сведения о плательщике и исполнителе услуг, информация для внесения платы получателю платежа, расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги и справочная информация, включающая информацию об установленных нормативах потребления (потребление в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды) и показаниях индивидуальных и коллективных приборов учета коммунальных услуг.
 

10. Что такое «Калькулятор коммунальных платежей»?

Калькулятор коммунальных платежей – это программа, размещенная на интернет-сайтах ФСТ России (www.fstrf.ru) и службы по тарифам Иркутской области, предназначенная для примерного расчета размера платы граждан за коммунальные услуги исходя из данных об установленных тарифах на коммунальные ресурсы и объемах потребления, определяемых исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, или показаний индивидуальных приборов учета.

Результаты расчета указанной программой размера платы носят информационный характер и не являются платежным документом.
 

11. Какой орган государственной власти осуществляет контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг?

Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, предусмотренным действующим законодательством, осуществляется службой государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, расположенной по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36а.

12. Какой орган государственной власти Иркутской области уполномочен давать разъяснения по применению действующего законодательства в сфере установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг?

Указанные разъяснения уполномочено давать министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, расположенное по адресу: 664011, г. Иркутск, ул. Горького, д. 31.

13. В многоквартирном доме отопление и приготовление горячей воды осуществляется с использованием общедомового имущества. Как в данном случае происходит расчет платы за отопление и горячее водоснабжение?

Согласно пункту 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила), в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее – использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
 

14. Почему для теплоснабжающих организаций одного города устанавливаются разные тарифы на тепловую энергию?

Согласно положениям Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в соответствии с принципами обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя и доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей.

Расходы, связанные с производством и реализацией тепловой энергии, включаемые в необходимую валовую выручку теплоснабжающей организации, обусловлены объемом реализации тепловой энергии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, уровнем энергоемкости установленного оборудования, степенью изношенности сетей и оборудования, что влияет на размер затрат, необходимых для поддержания систем теплоснабжения в рабочем состоянии, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки тепловой энергии каждой теплоснабжающей организации.

Кроме того, наиболее важным фактором, оказывающим влияние на величину тарифов энергоснабжающих организаций, является уровень цен на топливо. При этом, если тарифы на природный газ и его транспортировку подлежат государственному регулированию, то в отношении других видов топлива, таких как мазут и каменный уголь, действующим законодательством государственное регулирование цен не предусмотрено.

Подлежащую обязательному раскрытию в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, позволяющих проанализировать структуру затрат каждой теплоснабжающей организации, а также дать оценку эффективности работы организаций в сравнении в другими организациями (аналогичными по составу эксплуатируемых объектов коммунальной инфраструктуры и техническим параметрам используемого оборудования), потребители могут получить в порядке, предусмотренном Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 года № 570.
 

15. Почему стоимость коммунальных услуг в разных городах (населенных пунктах) области разная?

Различие в размере тарифов на коммунальные услуги в разных городах обусловлено разницей в инфраструктуре городов, степени благоустройства жилищного фонда, объёмах реализации коммунальных услуг, уровнях энергоёмкости установленного оборудования, степени изношенности сетей и оборудования, что влияет на расходы, необходимые для поддержания систем коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии, наличием собственных источников добычи воды или использованием покупной воды, а также особенностями технологического процесса производства и транспортировки коммунальных услуг каждой конкретной ресурсоснабжающей организации.

16. Как рассчитывается плата за вывоз твердых бытовых отходов – с 1 человека или с 1 кв. м общей площади?

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение включается плата за содержание и ремонт жилого помещения.

Согласно подпункту «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, сбор и вывоз твердых бытовых отходов является составной частью деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а согласно пункту 28 данных Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.

Определение долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме регламентируется статьей 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорционально размеру общей площади указанного помещения. Кроме того, в соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме определяется долей в праве общей собственности на общее имущество, т.е. на 1 кв. метр общей площади жилого помещения.
 

17. Входит ли балкон и лоджия в отапливаемую площадь?

Согласно статье 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, при расчете размера платы за отопление учитывается общая площадь жилого помещения.

Таким образом, балкон и лоджия не входят в отапливаемую площадь жилого помещения.

18. Почему плата за отопление начисляется каждый месяц, включая летний период?

Порядок определения размера платы граждан за отопление с использованием приборов учета и при их отсутствии до 1 сентября 2012 года был определен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (далее – Правила № 307), в соответствии с которыми расчет размера платы за отопление в жилых домах и в помещениях многоквартирного дома, не оборудованных (коллективными) общедомовыми, общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета тепловой энергии, осуществлялся исходя из нормативов потребления услуг по отоплению, а в жилых домах, помещениях в многоквартирном доме, оборудованных (коллективными) общедомовыми, общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета тепловой энергии, расчет платы за отопление осуществлялся исходя из среднемесячного количества тепловой энергии, определенного исходя из показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии за предыдущий год.

С 1 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), устанавливающие порядок определения размера платы граждан за коммунальную услугу по отоплению исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) приборов учета тепловой энергии, или исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, учитывающих продолжительность отопительного сезона (в случае отсутствия приборов учета тепловой энергии).

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 14 сентября 2012 года № 495/1-пп «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок, установленный Правилами № 307. При этом применяются нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года в Иркутской области.

Плата за отопление при этом предъявляется гражданам в течение всего года, включая летние месяцы. Начисление платы за отопление в течение 12 месяцев обусловлено установлением среднегодовых нормативов потребления тепловой энергии на отопление для равномерного в течение года внесения населением платы за услугу, что соответствует Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

В случае расчета платы за отопление только в отопительный период, норматив потребления тепловой энергии на отопление был бы установлен в большем размере, соответствующем периоду предоставления услуги, и плата за отопление предъявлялась бы в большем размере.
 

19. Порядок расчета объемов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды

Отдельная строка в платежных документах на оплату коммунальных услуг, потребляемых на общедомовые нужды, появилась в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354).

Так, согласно пункту 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за:

- коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении;

- коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В соответствии с пунктом 44 Правил № 354 объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Формулы расчета объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, приведены в Приложении № 2 к Правилам № 354 (формулы 11, 12, 13 и 14).

Обращаем внимание, что вопросы, касающиеся расчета объемов потребления коммунальных услуг, использованных на общедомовые нужды, не входят в компетенцию службы по тарифам Иркутской области.

В соответствии с пунктом 69 Правил № 354 в платежном документе указываются общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).

В случае, если потребитель не согласен с предъявляемым к оплате объемом потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды, то в соответствии с подпунктом «д» пункта 31 Правил № 354 потребитель вправе потребовать от исполнителя провести проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней).

Исполнитель обязан немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
 

20. Начисляется ли плата за водоотведение на общедомовые нужды?

С 27 апреля 2013 года абзац второй пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды, признан утратившим силу. Также исключено упоминание о единице измерения норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды из подпункта «в» пункта 7 того же документа.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344 внесены изменения в подпункт «в» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (в ред.), исключающие предоставление коммунальной услуги водоотведения из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Указанные изменения вступили в силу с 1 июня 2013 года.

Таким образом, с 1 июня 2013 года с потребителей не должна взиматься плата за водоотведение на общедомовые нужды.

21. Какова периодичность санитарной уборки мест общего пользования и придомовой территории?

Санитарная уборка мест общего пользования (подъезды) и придомовой территории производится согласно Правилам и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170. Состав работ и периодичность утверждаются на общем собрании собственников помещений в многоквартирных домах.

22. В какие сроки устраняются протечки кровель?

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170, работы по ремонту кровли выполняются при наступлении устойчивых положительных температур воздуха. Протечки в отдельных местах кровли устраняются в течение 1 суток.

23. Почему в структуру платы для собственников жилых помещений включена плата за капитальный ремонт?

Обязанность внесения собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме платы за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома предусмотрена статьями 210, 289, 290, 681 Гражданского кодекса РФ, а также статьями 36, 39, 154, 158 и др. Жилищного кодекса РФ.

24. Какие работы и услуги входят в статью «Содержание и текущий ремонт»?

В статью «Содержание и текущий ремонт» входят: услуги по техническому осмотру и обслуживанию здания, проверка вентиляционных каналов, дератизация и дезинсекция подвального помещения, санитарное содержание придомовой территории, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, управление многоквартирным домом, услуги по начислению и сбору платежей.

25. Что включает в себя плата за жилищные услуги?

а) для нанимателей по договору социального найма и найма жилого помещения:

- плата за пользование жилым помещением (плата за наем);

- плата за содержание и ремонт жилого помещения (включающая в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества и услуги и работы по управлению МКД).

Капитальный ремонт общего имущества в МКД проводится за счет собственника жилищного фонда, т.е. финансируется из бюджета города (в доле помещений, относящихся к муниципальной собственности).

б) для собственника жилого помещения:

- плата за содержание и ремонт жилого помещения (включающая в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества и услуги и работы по управлению МКД);

- плата за капитальный ремонт общего имущества МКД.

26. Можно ли произвести перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги за время отсутствия жильцов в квартире?

Если человек отсутствовал в квартире более пяти полных дней (и при этом у него не установлены индивидуальные приборы учета), перерасчет ему произведут, но только за коммунальные услуги: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение. В расчет количества дней, за которые следует произвести перерасчет, не включается день выбытия из жилого помещения и день прибытия.

27. Почему плата за обслуживание лифта и вывоз ТБО берется с м2 ?

Федеральным законодательством (ЖК РФ) услуги по содержанию лифтов и вывозу ТБО относятся к жилищным услугам. Следовательно, начисление платы производится с 1м2 площади жилого помещения, поскольку, во-первых, лифты являются общим имуществом собственников помещений, расходы на содержание которых должны нести все собственники, а величина этих расходов определяется, исходя из доли в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади жилого помещения, принадлежащего собственнику. Вследствие этого размер платы за услуги по содержанию лифтов рассчитывается, исходя из размера общей площади жилого помещения, принадлежащего собственнику в многоквартирном доме. Во-вторых, вывоз ТБО включен постановлением Правительства РФ от 13.08.06 №491 в плату за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, которая, соответственно, рассчитывается в зависимости от площади жилого помещения собственника.

28. Почему жители 1-го этажа должны оплачивать лифт, если этой услугой не пользуются?

В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (постановление Правительства РФ от 13.08.06 №491) в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, оборудование и т.д. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил).

29. Куда обратиться в случае, если есть желание посадить деревья около дома? Где взять саженцы для посадки?

Следует обратиться в обслуживающую дом УК или ТСЖ.

30. На каком расстоянии от стен здания высаживаются деревья и кустарники? В какой период рекомендуется высадка саженцев для их лучшей приживаемости?

Деревья высаживают на расстоянии 5 метров от здания, кустарники – 1,5 метрах. С учетом климатических условий и сложившейся практикой в течение 2007-2010 гг. хорошие показатели по приживаемости у следующих пород: ясень зеленый, рябина обыкновенная, вяз гладкий, тополь гибридный, липа мелколистная, лиственница сибирская, клен остролистный, робиния, черемуха виргинская, каштан конский. Приживаемость деревьев высаженных в весенний период составляет 61-76 %, высаженных в осенний период – 69-87 %.

31. Каковы допустимые перерывы в подаче холодной и горячей воды?

Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа.

Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа.

Ежегодно до начала подготовки объектов теплового хозяйства к предстоящему отопительному сезону администрацией города утверждаются графики гидравлических испытаний магистральных тепловых сетей и графики отключений и ремонтов тепловых сетей и оборудования.

В период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Графики разрабатываются с учетом минимально возможных перерывов по обеспечению потребителей горячим водоснабжением.

При значительных объемах работ по замене трубопроводов в целях уменьшения перерывов предусматривается прокладка временных систем горячего водоснабжения.
 

32. Каким должно быть давление в системе ХВС?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. «О предоставлении услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», давление в точке разбора должно быть: от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см); у водоразборных колонок – не менее 0,1 МПа (1 кгс/кв. см).

33. Почему для того, чтобы из крана пошла горячая вода, приходится долго сливать холодную воду?

Такие ситуации наблюдаются в домах, горячее водоснабжение которых производится по тупиковой схеме.

34. Температура горячей воды 45-47ОС, оплачиваем как за 60ОС. Кто сделает перерасчет? А если зимой в квартирах очень холодно?

Согласно Приложению 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам: допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора: в ночное время (с 23.00 до 6.00 часов) не более чем на 5 ОС, в дневное время (с 6.00 до 23.00 часов) не более чем на 3ОС.

За каждые 3ОС снижения температуры ГВС свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения; при снижении температуры горячей воды ниже 40ОС оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

По отоплению: Согласно Приложению 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг температура в жилых помещениях в отопительный период должна быть не ниже +20ОС (в угловых комнатах +22ОС). За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период за каждый градус отклонения температуры.
 

35. Почему жители домов, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии производят оплату по нормативам, а не по показаниям счетчика?

При оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета, размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении начисляется исходя из норматива потребления и в конце текущего года производится корректировка размера платы (пп.2 п.2 и пп.2 п.3 Приложения 2 к Правилам 307) в зависимости от общей занимаемой площади жилых помещений.

36. Можно ли оборудовать квартиру в многоквартирном доме индивидуальным газовым отоплением

В соответствии с п. 15 статьи 14 закона Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2011 года переход жилых помещений в многоквартирных домах на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системе централизованного теплоснабжения, запрещается.

37. Кто должен менять лампы в местах общего пользования?

Лампы должна менять обслуживающая организация.

38.  Прошу разъяснить пошаговый порядок вступления в приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» 

Для того чтобы подать заявку собственникам помещений многоквартирного дома необходимо провести общее собрание собственников многоквартирного дома, с обязательным отражением следующих вопросов в повестке:

1) Выбор председателя общего собрания собственников;

2) Выбор секретаря общего собрания собственников;

3) Утверждение состава счетной комиссии;

4) Принятие решения об обращении с предложением по включению в адресный перечень на 2018 год дворовой территории многоквартирного дома в муниципальную программу Ангарского городского округа «Формирование современной городской среды» на 2018-2022 годы» (далее – Программа);

  5) Утверждение перечня работ по благоустройству дворовой территории, сформированного исходя из минимального перечня работ по благоустройству;

  6) Утверждение перечня работ по благоустройству дворовой территории, сформированного исходя из дополнительного перечня работ по благоустройству;

  7) Утверждение формы и доли трудового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовой территории (форма участия – субботник, доля трудового участия – 1 субботник);

  8) Определение предлагаемой схемы благоустройства дворовой территории с указанием видов работ, количества элементов благоустройства и их расположения;

  9) Принятие решения о направлении коллективного предложения (заявки) по включению дворовой территории в Программу (от нескольких многоквартирных домов

  квартала/микрорайона) (данный пункт указывается в случае участия всех примыкающих в

  пределах дворовой территории многоквартирных домов);

  10) Принятие решения о включении в состав общего имущества в многоквартирном доме оборудования, иных материальных объектов, установленных на дворовой территории в результате реализации мероприятий по ее благоустройству;

  11) Принятие решения об обязательном содержании за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме и текущем ремонте объектов внешнего благоустройства, выполненных в рамках реализации мероприятий Программы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

  12) Выбор лица, уполномоченного действовать в интересах всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на предоставление заявки (предложения) на участие в Программе, согласование дизайн-проекта благоустройства дворовой территории, а также на участие в контроле, в том числе промежуточном, и приемке работ по благоустройству дворовой территории;

  13) Определение места (адреса) хранения протокола и материалов внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

  14) Определение места размещения принятого собственниками решения.

 Кроме того, необходимо приложить документы, которые подтверждают своевременную оплату услуг ЖКХ. Это письменная информация организации, управляющей многоквартирным домом об уровне сбора платы за жилое помещение и коммунальные услуги (отношение фактического поступления платы к начисленной величине) в целом по многоквартирному дому в среднем за последние 12 месяцев до подачи заявки».

 С проектом муниципальной программы «Формирование современной городской среды» на 2018-2022 годы, а также формой заявки заявитель может ознакомиться на официальном сайте Ангарского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://angarsk-adm.ru.

  39.   Разъясните, как организовать перенос капитального ремонта на более ранний срок 

 Перенос срока капитального ремонта на более ранний возможен в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 19.08.2015 № 417-пп «Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Порядок). Собственникам многоквартирного дома необходимо обратиться в комиссию по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, созданную при Министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (по адресу: г. Иркутск, ул. Горького, д.31) с заявлением о необходимости капитального ремонта кровли многоквартирного дома. К заявлению собственники прикладывают следующий пакет документов:

    - заявление об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

    - протокол общего собрания собственников помещений дома об обращении в уполномоченный орган с заявлением о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в этом доме в более ранние сроки;

    - заключение специализированной организации.

    Также заявление может подать управляющая данным домом организация. Организация направляет комиссию следующие документы:

- заявление о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки;

- решение о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки;

- копию технического паспорта многоквартирного дома, в отношении которого устанавливается необходимость проведения капитального ремонта общего имущества в более ранние сроки;

- копии сезонных (весеннего/осеннего) осмотров общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого устанавливается необходимость проведения капитального ремонта в более ранние сроки;

- информацию о дате проведения последнего капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома;

- заключение специализированной организации.

40.   Объясните, как устанавливается налог на объект недвижимого имущества

В соответствии с пунктом 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. На территории Иркутской области такое решение не принято, в связи с чем налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.   

Пунктом 4 статьи 406 НК РФ установлено, что в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования, в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

Ставка налога

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

В этой связи, установление решением Думы Ангарского городского округа от 30.09.2015 года № 86-07/01рД «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Ангарского городского округа и отмене некоторых муниципальных правовых актов» (далее – решение Думы) налоговой ставки в размере 2 % для объектов налогообложения, инвентаризационная стоимость которых превышает 500 000 рублей, в полной мере соответствует нормам налогового законодательства.

41. Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства определен пунктами 86-97 главы VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее – Правила № 354).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1498 от 26.12.2016г. «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Постановление № 1498) утверждены изменения, которые внесены в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирных домах. Постановление № 1498 вступило в силу с 01.01.2017г.

В соответствии с внесенными изменениями в Правилах № 354, с 01.01.2017г. при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (далее – ИПУ), перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется в случае отсутствия технической возможности установки ИПУ, подтвержденной в установленном Правилами № 354 порядке.

Документом, подтверждающим отсутствие технической возможности установки ИПУ, является акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета (далее – акт обследования). С 01.01.2017г. указанный акт обследования в соответствии с пунктом 92 Правил № 354, в обязательном порядке, должен быть приложен к заявлению о перерасчете.

В соответствии с пунктом 86 Правил № 354, если жилое помещение не оборудовано ИПУ, и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено установленном Правилами № 354 порядке, перерасчет размера платы за коммунальные услуги не производится.

42. Меры социальной поддержки гражданам, не имеющим регистрации по месту жительства либо имеющим временную регистрацию в Ангарском городском округе.

На территории Иркутской области осуществляется реализация 116 мер социальной поддержки 100 категориям граждан. Из них 83 меры социальной поддержки относятся к региональному законодательству, 34 меры социальной поддержки к федеральному законодательству (меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются как в соответствии с региональным, так и федеральным законодательством). Предоставление мер социальной поддержки регламентировано нормативно-правовыми актами (Законами, Положениями, Порядками, Административными регламентами).

Часть мер социальной поддержки предоставляется только по месту жительства, другая – по месту жительства и (или) по месту пребывания. Статьей 20 Гражданского Кодекса местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Документом, подтверждающим место жительства гражданина, является паспорт, в котором имеется отметка о регистрации по месту жительства. Местом пребывания считается объект недвижимости, где человек находится временно. При этом регистрация граждан по месту пребывания происходит без изменения постоянной прописки. Документом, подтверждающим место пребывания, является свидетельство о регистрации по месту пребывания (т.е. временная регистрация).

В случае, если гражданин не имеет регистрации по месту жительства либо по месту пребывания, он может обратиться в суд для установления факта постоянного или преимущественного проживания на территории Иркутской области. В данном случае вопрос о назначении мер социальной поддержки будет рассмотрен при предоставлении решения суда об установлении факта постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории Иркутской области.

43.   Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. 

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование.

Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы.

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Помимо этого, вышеуказанным законом определены понятия лиц имеющих право на предусмотренные законом гарантии и компенсации:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.

4. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей выплачивается детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением указанных лиц, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в размере трехмесячной государственной социальной стипендии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также иных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются федеральным органом государственной власти, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации или в иные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в организации, осуществляющие образовательную деятельность, по решению органов управления указанных организаций могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.

6. Нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением обучающихся и воспитывающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Нормы и порядок обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, утверждаются федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Нормы и порядок обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, утверждаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением обучавшихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в порядке, которые утверждены Правительством Российской Федерации, и единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.

По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003г. №177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" размер возмещения по вкладам.

Выпускники федеральных государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием либо по желанию выпускника денежной компенсацией и единовременным денежным пособием по нормам и в порядке, которые установлены федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в размере и в порядке, которые утверждены законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим пунктом дополнительные гарантии по социальной поддержке не предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в случае, если указанные гарантии уже были им предоставлены за счет средств организации, где они ранее обучались и (или) воспитывались.

8. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за ними на весь период данных отпусков сохраняется полное государственное обеспечение и выплачивается государственная социальная стипендия.

9. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, установленном федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Порядок обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, определяется законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Порядок включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Иркутской области регламентирован законом Иркутской области от 28 декабря 2012 г. №164-ОЗ «О порядке обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» (далее по тексту -Закон), ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными Постановлением Правительства РФ №397 от 04.04.2019 г.

В соответствии со ст.4 закона Иркутской области от 28 декабря 2012г. №164-ОЗ «О порядке обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области» орган опеки и попечительства формирует список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), в разрезе муниципальных образований Иркутской области, исходя из их места жительства.

Лица, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в орган опеки и попечительства по месту жительства детей-сирот в письменной форме в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных частью 1 статьи 2 Закона №164-оз.

Для включения в список дети-сироты или их законные представители обращаются в орган опеки и попечительства по месту жительства (подтвержденной регистрацией) с заявлением, к которому должны быть приложены следующие документы:

1. документ, удостоверяющий личность лица;

2. документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия законного представителя детей-сирот, представителя лица из числа детей-сирот (в случае обращения представителя лица из числа детей-сирот);

3. документ, подтверждающий место жительства лица на территории Иркутской области, подтвержденное регистрацией по месту жительства (месту пребывания) либо судебным решением;

4. документы, выданные органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальными органами или подведомственным ему государственным бюджетным учреждением, наделенным соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа (далее - орган регистрации прав), подтверждающие отсутствие жилых помещений в собственности лица.
5. документ соответствующего органа опеки и попечительства об отсутствии у лица сохраненного права пользования жилым помещением или документ, подтверждающий отсутствие права лица на пользование жилым помещением по договору социального найма в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, выданный органом местного самоуправления;

6. документ соответствующего органа опеки и попечительства, подтверждающий принадлежность лица к категории детей-сирот, лиц из числа детей-сирот;

7. решение об установлении факта невозможности проживания (в случае вынесения решения).

Законные представители детей-сирот, лица из числа детей-сирот или их представители обязаны представить документы, указанные в пунктах 1 - 3 (в части судебного решения), 4 (в части документа, выданного органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации) настоящей части. Законными представителями детей-сирот, лицами из числа детей-сирот или их представителями не представляется документ, указанный в пункте 4 (в части документа, выданного органом (организацией) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации) настоящей части, в случае рождения лица после 31 января 1998 года.

Законные представители детей-сирот, лица из числа детей-сирот или их представители вправе представить документы, указанные в пунктах 3 (в части документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства), 4, 5 (в части документа, выданного органом регистрации прав), 6, 7 настоящей части. В случае, если такие документы и (или) информация не были представлены самостоятельно лицами или их представителями, то указанные документы и (или) информация запрашиваются органом опеки и попечительства по месту жительства лица в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.2, ст.6 Закона Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 164-ОЗ «О порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в Иркутской области», детям-сиротам включенным в список, достигшим возраста 18 лет, по заявлению в письменной форме, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, однократно предоставляются органом по управлению имуществом жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.

Заявление о предоставлении жилого помещения представляется лицами, в орган опеки и попечительства по месту жительства.

Для рассмотрения заявления о предоставлении жилого помещения детей-сирот в соответствии со ст. 6 Закона № 164-ОЗ, лицу необходимо предоставить следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность лица, достигшего возраста 18 лет;
2) документы, подтверждающие окончание срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях; 3) решение органа опеки и попечительства или решение суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным либо свидетельство о заключении брака (в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия);
4) документ, выданный органом регистрации прав, подтверждающий отсутствие жилых помещений в собственности лица, достигшего возраста 18 лет; 5) документ соответствующего органа опеки и попечительства об отсутствии у лица, достигшего возраста 18 лет, сохраненного права пользования жилым помещением или документ, подтверждающий отсутствие права лица, достигшего возраста 18 лет, на пользование жилым помещением по договору социального найма в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, выданный органом местного самоуправления;
6) документы, указанные в пунктах 3 - 11 части 3 статьи 3 Закона (для лиц, указанных в части 1 статьи 3 Закона, в отношении которых вынесены решения об установлении факта невозможности проживания, в случае если со дня принятия данного решения прошло не менее шести месяцев);
7) нотариально удостоверенный перевод на русский язык документов, указанных в пунктах 2 (в части документа, подтверждающего завершение получения профессионального образования), 3 (в части свидетельства о заключении брака) настоящей части (в случае если указанные документы выданы на территории иностранного государства или компетентными органами иностранного государства);
8) документ, подтверждающий место жительства лица, достигшего возраста 18 лет, на территории Иркутской области, подтвержденное регистрацией по месту жительства либо судебным решением (в случае изменения места жительства).

Таким образом, гражданин может воспользоваться льготами и гарантиями, предусмотренными действующим законодательством до 23 лет, гарантией на предоставление жилого помещения по договору социального найма до момента обеспечения его жилым помещением.

В соответствии со ст.ст.5, 6 Закона формирование специализированного жилищного фонда Иркутской области и предоставление детям-сиротам благоустроенных жилых помещений относится к компетенции Министерства имущественных отношений Иркутской области. По вопросам формирования (приобретения/строительства) специализированного жилищного фонда Иркутской области заявитель вправе обратиться в жилищный отдел министерства имущественных отношений Иркутской области по адресу: г.Иркутск, ул.Партизанская, дом 1, кабинет №5, тел.:(3952) 25-99-60, часы приема: с понедельника по четверг с 09:00 до 13:00 часов и с 14:00 до 18:00 часов.

Для получения интересующей информации гражданин вправе обратиться в отдел опеки и попечительства граждан по Ангарскому району по адресу: г.Ангарск, ул.Коминтерна,41, кабинет 110, часы приема: понедельник, вторник, четверг с 9-00 до 18-00 час. Обеденный перерыв с 13-00 до 14-00час.

По вопросу оказания помощи лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сообщаем, что на территории Ангарского городского округа при ОГКУ СО «Центр помощи детям г.Ангарска» создано отделение постинтернатного сопровождения.

Отделение постинтернатного сопровождения, созданно в марте 2018 года, осуществляет комплексное постинтернатное сопровождение выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, обратившимся за помощью.

Отделение создано с целью оказания консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи детям-сиротам, находящимся под опекой, чьи опекуны находятся за пределами Ангарского городского округа, а также лицам из числа детей, оставшимся без попечения родителей, пребывающих на территории Ангарского городского округа.

Для достижения поставленной цели специалистами отделения проводится работа по обеспечению комплексного консультирования и оказания своевременной социальной помощи выпускникам по содействию в решении юридических, психологических, педагогических, экономических, медицинских вопросов; профилактике кризисных ситуаций; формированию социальных компетенций, с целью более успешной социализации выпускников; организации досуговой деятельности в рамках мероприятий клуба выпускников «Феникс»; в 2020 году была продолжена реализация Программы постинтернатного сопровождения «Твой путь становления во взрослой жизни».

Специалисты отделения в рамках межведомственно взаимодействия активно сотрудничали с социальными педагогами учебных заведений, отделами опеки и попечительства Муниципальных образований Иркутской области, Забайкальского края, центром занятости населения, НКО («Родители Сибири», «Совет отцов», Обществом глухих), учреждениями дополнительного образования АГО.

Работа с семьями осуществляется в соответствии с индивидуальными программами постинтернатного сопровождения, с учетом уровня сопровождения.

Специалисты отделения систематически осуществляют связь с социальными педагогами учебных заведений, мастерами и кураторами групп. Это позволяет своевременно отреагировать на возникающие проблемы и предотвратить преждевременное отчисление студента. Большинство выпускников, состоящих на сопровождении – выпускники коррекционных школ-интернатов. В связи с особенностями их личностного развития они менее самостоятельны и мобильны, а значит, нуждаются в более тесном сопровождении.

Специалистами отделения регулярно осуществляются патронажи, с целью обследования жилищно-бытовых условий выпускников, соблюдению правил противопожарной безопасности, родительско-детских отношений в семье.

Одним из важных направлений работы отделения является информационно-просветительская деятельность. В отделении оформлен и обновляется информационный стенд, распространяется раздаточный материал. Подготовлено и опубликовано на Сайте учреждения и в сети Фейсбук 6 статей о мероприятиях, проводимых в отделении. Посредством мессенжера «Вайбер», еженедельно рассылается информация о важных событиях в отделении, размещаются объявления, обсуждаются мероприятия.

В случае необходимости, специалисты отделения составляют гражданину необходимые юридические документы в т.ч. исковые заявления в суд об установлении юридического факта проживания на территории г.Ангарска Иркутской области.

Для получения интересующей информации гражданин вправе обратиться в отделение по постинтернатному сопровождению по адресу: 665821 Иркутская область г. Ангарск, ул. Коминтерна, д. 41, тел./факс: 8(3955) 530-536, 61-72-60, E-mail: postinternat-cpd@mail.ru, сайт организации: odd-angarsk.ucoz.ru

44. Разъясните, пожалуйста, в каких муниципальных программах может принять участие многодетная семья.

На сегодняшний день на территории Ангарского городского округа действует муниципальная программа «Доступное жилье», задачей которой является оказание помощи населению в решении жилищной проблемы.

В рамках данной программы реализуются следующие подпрограммы:

1. Подпрограмма «Содействие развитию ипотечного жилищного кредитования и жилищному строительству». Условия данной подпрограммы предусматривают предоставление социальной выплаты на оплату первоначального взноса в размере 20% от стоимости жилого помещения. Участниками данной подпрограммы могут быть граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (обеспеченность менее 18 кв.м), зарегистрированные на территории Иркутской области или постоянно работающие на территории Ангарского городского округа, имеющие дополнительные средства (собственные средства и (или) средства кредита или займа), необходимые для оплаты недостающей части стоимости приобретаемого жилья. По условиям данной подпрограммы приобретается новое жилье у застройщика. Размер общей площади приобретаемого жилого помещения определяется участником подпрограммы самостоятельно. Свидетельство о праве на получение социальной выплаты участники подпрограммы получают в течение месяца после предоставления полного пакета документов.

2. Подпрограмма «Молодым семьям – доступное жилье». Условия данной подпрограммы предусматривают предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как на первичном, так и на вторичном рынках жилья, а также создание объекта индивидуального жилищного строительства, в размере 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья. Участниками данной подпрограммы могут быть молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (обеспеченность менее 13 кв.м), при условии, что возраст участников подпрограммы не превышает 35 лет, члены молодой семьи должны быть постоянно зарегистрированными и постоянно работающими на территории Ангарского городского округа и  иметь дополнительные средства (собственные средства и (или) средства кредита или займа), достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Свидетельство о праве на получение социальной выплаты участники подпрограммы получают в порядке очередности.

Для получения подробной консультации по имеющимся можете обратиться в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ангарского городского округа, расположенный по адресу: г. Ангарск, квартал 59, дом 4 (кабинет 116, приемные дни: понедельник, среда с 10.00 до 17.00, обеденный перерыв с 13.00 часов до 14.00 часов, пятница с 08.30 часов до 13.00 часов), прием осуществляется по предварительной записи по телефону: 8 (3955) 50-41-10.

45. Подскажите, как можно передать показания приборов учета в Иркутскэнергосбыт и до какого числа, а также как оплатить жилищно-коммунальные услуги онлайн сервисами.

1. Передать показания приборов учета:

- Viber-бот (https://sbyt.irkutskenergo.ru/news/3875.html);

- личный кабинете на сайте компании www.sbyt.irkutskenergo.ru (вкладка «передать показания»);

- мобильное приложение Иркутскэнергосбыт (доступно для Android и IOS),

- смс-сервис по номеру 8-985-770-75-75 (https://sbyt.irkutskenergo.ru/qa/6431.html) (ИЭСБК, пробел, номер лицевого счета, пробел, Э (Г) показания. Например, ИЭСБКЕТСОО123456 Э37352);

- контакт-центр ООО «Иркутскэнергосбыт» 8-800-100-9-777;

- справочная служба Магеллан 8-901-63-22-999 (для всех городов Иркутской области);

- платежная система Город https://uplati.ru;

- при оплате коммунальных услуг у сборщиков платежей, в Сбербанке и на Почте России;

- указать при оплате в «Сбербанк-онлайн» (только по электроэнергии). 

2. Оплатить жилищно-коммунальные услуги:

- личный кабинет на сайте компании https://sbyt.irkutskenergo.ru/;

- мобильное приложение Иркутскэнергосбыт (доступно для Android и IOS);

- офисы Сбербанка, Почты России и сборщиков платежей, информационно-платежные терминалы, платежные терминалы Qiwi, Сбербанк онлайн, сервис «Автоплатеж» Сбербанка;

- платежная система Город на сайте https://uplati.ru

3. Узнать номер лицевого счета по смс на номер 8-985-770-75-75 (Формат смс: ИЭСБК ЛС  (фамилия) (https://sbyt.irkutskenergo.ru/qa/6427.html)  или узнать сумму задолженности по смс на номер 8-985-770-75-75 (https://sbyt.irkutskenergo.ru/qa/6435.html) (формат смс: ИЭСБК пробел (№лицевого счета). 

4. Для получения справок также используйте личный кабинет на сайте компании https://sbyt.irkutskenergo.ru/ (вкладка «Обратная связь»), мобильное приложение Иркутскэнергосбыт (вкладка «Задать вопрос»). Документы будут направлены на вашу электронную почту (проверьте актуальный адрес электронной почты).